ДНАОП 0.00-5.19-96

Государственный нормативный акт об охране труда

Утверждено

Приказ Госнадзорохрантруда

29.01.96 № 13

Зарегистрировано

Министерство юстиции Украины

12.02.96 № 63/1088

ДНАОП 0.00-5.19-96

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по безопасному ведению работ

для крановщиков (машинистов)

портальных кранов

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по безопасному ведению работ для крановщиков

(машинистов) портальных кранов

1. Общие положения

1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее – Правила), утвержденных приказом Госнадзорохрантруда Украины от 16.12.93 № 128, рас­пространяется на все ведомства, предприятия, организации (далее – предприя­тия) Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и граждан, которые являются владельцами кра­нов, определяет общие права и обязанности крановщиков пор­тальных кранов, а также устанавливает порядок безопасного производства работ по перемещению грузов кранами.

1.2. Для управления и обслуживания портальных кранов вла­делец обязан назначить крановщиков, имеющих удостоверение на право управления краном данного типа.

В случаях, предусмотренных инструкцией по монтажу и экс­плуатации крана, или, исходя из местных условий эксплуатации крана, владелец должен назначить помощника крановщика.

Обучение и аттестация крановщиков и их помощников прово­дятся в порядке, установленном Правилами.

1.3. При нахождении крана в частной собственности обя­­зан­ности крановщика, его помощника может выполнять собствен­ник при условии, что он прошел обучение и аттестацию как кра­новщик в порядке, установленном Правилами.

1.4. Для подвешивания груза на крюк крана назначаются стропальщики; при назначении двух и более стропальщиков один из них назначается старшим. В качестве стропальщиков могут быть и другие рабочие (такелажники, монтажники, докеры-механизаторы и другие), обученные по профессии, квалифика­ционной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза.

При нахождении крана в частной собственности обязанности стропальщика может выполнять собственник при условии, что он прошел обучение и аттестацию как стропальщик в порядке, ус­тановленном Правилами.

1.5. В случаях, когда зона, обслуживаемая краном, пол­нос­тью не обозревается из кабины крановщика и отсутствует ра­дио- или телефонная связь между крановщиком и стро­пальщи­ком, для передачи сигналов стропальщика лицом, ответствен­ным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, назначается сигнальщик.

1.6. Для выполнения обязанностей крановщика и его помощ­ника могут назначаться рабочие, достигшие 18 лет. Перед наз­начением на работу они должны пройти медицинский осмотр для определения соответствия их физического состояния требо­ваниям, предъявляемым к этим профессиям.

1.7. Во время работы крановщик и его помощник должны иметь при себе удостоверение на право управления краном.

1.8. Допуск к работе крановщиков и их помощников и стро­пальщиков оформляется приказом по цеху или предприятию. Допуск крановщиков к обслуживанию и ремонту электрооборудования крана может осуществляться лишь с разрешения глав­ного энергетика предприятия в порядке, установленном Прави­лами технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В случае нахождения крана в частной собственности и его обслуживании в соответствии с договором ведется пред­прияти­ем, имеющим соответствующее разрешение органов Госнадзорохрантруда, порядок допуска к работе крановщиков, их помощ­ников определяется договором между владельцем крана и пред­приятием, обслуживающим этот кран.

1.9. Перед допуском к работе руководство предприятия обя­зано проверить у крановщиков и их помощников знание инструк­ции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана, Пра­вил технической эксплуатации подъемно-траспортного обору­дования морских портов, производственной инструкции и вру­чить ее под расписку. Кроме того, выдаются крановщику или вы­вешиваются в местах производства работ краном графические изображения (схемы) безопасной строповки, обвязки или зацеп­ки грузов.

1.10. Крановщики и их помощники после перерыва в работе по специальности более одного года проходят проверку знаний в комиссии предприятия и при удовлетворительных результатах допускаются к стажировке для восстановления необходимых на­выков.

Если кран находится в частной собственности и обязанности крановщика или его помощника выполняет собственник, то пос­ле перерыва в работе более одного года он проходит проверку знаний по договору на предприятии, имеющем комиссию по ат­тестации крановщиков портальных кранов, или в комиссии орга­на Госнадзорохрантруда. При удовлетворительных результатах он допускается к стажировке по договору на указанном или дру­гом предприятии, имеющем краны такой же модели.

1.11. Повторная проверка знаний крановщиков, их по­мощни­ков комиссией предприятия проводится:

1.11.1. Периодически, не реже одного раза в 12 месяцев.

1.11.2. При переходе с одного предприятия на другое.

1.11.3. По требованию инспектора органов Госнадзорохрантруда (далее – инспектор) или инженерно-технического работни­ка, осуществляющего надзор за содержанием и безопасной эк­сплуатацией грузоподъемных кранов (далее – ИТР по надзору).

Повторная проверка знаний проводится в объеме инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана, произ­водственной инструкции и Правил технической эксплуатации по­дъемно-транспортного оборудования морских портов.

1.12. Обученный и аттестованный крановщик должен:

1.12.1. Знать производственную инструкцию, а также инст­рукцию завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана, Правила технической эксплуатации электроустановок потреби­телей и другие ведомственные документы, относящиеся к орга­низации безопасной эксплуатации портальных кранов.

1.12.2. Знать устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности.

1.12.3. Владеть навыками, необходимыми для управления механизмами крана и ухода за ними.

1.12.4. Знать факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости.

1.12.5. Знать ассортимент и назначение смазочных ма­териа­лов, применяемых для смазки трущихся частей.

1.12.6. Знать установленный Правилами порядок обмена сиг­налами со стропальщиками.

1.12.7. Знать безопасные способы строповки и зацепки гру­зов.

1.12.8. Уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и других) и тары.

1.12.9. Знать установленный Правилами порядок про­изводс­тва работ кранами вблизи линий электропередачи (далее – ЛЭП).

1.12.10. Знать приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помо­щи.

1.13. Крановщик контролирует работу своего помощника и стропальщика, отвечает за действия ученика, проходящего у не­го стажировку, и за нарушения указаний по управлению и обслу­живанию крана, изложенных в производственной инструкции и инструкции завода-изготовителя.

2. Обязанности крановщика перед пуском крана в работу

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана, а также в состоянии кранового пути. Для этого крановщик обязан:

2.1.1. Осмотреть механизмы крана, тормоза их крепления, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства.

2.1.2. Проверить наличие и исправность ограждений меха­низмов.

2.1.3. Проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников.

2.1.4. Осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, стрелы и элементы ее подвески (канаты, растяжки, бло­ки, серьги и другие).

2.1.5. Осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку кана­тов в ручьях блоков и барабанов.

2.1.6. Осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер, спредер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески.

2.1.7. Проверить исправность рельсовых захватов, тупиковых упоров и отключающих линеек концевых выключателей механиз­ма передвижения, а также доступность к электрической колонке подключения крана.

2.1.8. Проверить комплектность противовеса и надежность его крепления.

2.1.9. Проверить наличие и исправность приборов и уст­ройств безопасности на кране (ограничители грузоподъемности или грузового момента, высоты подъема крюка, подъема и опус­кания стрелы, механизма передвижения, поворота: указатель грузоподъемности, анемометр и другие), тормозные электро­магниты, сигнальные устройства, электрическую защиту.

2.1.10. Проверить исправность освещения крана.

2.1.11. Произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, пусковых сопротивлений, концевых выключателей), а также ос­мотреть кольца и коллекторы электрических машин, их щетки и питающий кабель.

2.1.12. Проверить наличие в кабине и других местах разме­щения электрооборудования диэлектрических ковриков.

2.2. Крановщик совместно со стропальщиком обязан прове­рить исправность съемных грузозахватных приспособлений и та­ры, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъем­ности, даты испытания и номера, а на таре – также собственной массы и ее назначения.

2.3. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана администрация предприятия или цеха обязана выделить в начале смены необходимое время.

2.4. Осмотр крана должен осуществляться только при нера­ботающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине кра­новщика и машинном помещении. Осмотр гибкого питающего кабеля должен производиться при отключенном рубильнике на колонке.

2.5. При осмотре крана крановщик должен пользоваться пе­реносной лампой напряжением не более 42 В.

2.6. После осмотра, перед пуском крана в работу, крановщик должен установить штурвалы и рукоятки всех контроллеров в ну­левое положение и лишь после этого включить главный автомат.

2.7. После включения главного автомата проверить работу кнопки аварийного выключения, находящейся на пульте управле­ния, и, только убедившись в ее исправности, приступить к опро­бованию механизмов крана.

2.8. После осмотра, перед началом работы, крановщик обя­зан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:

2.8.1. Механизмов крана и электрической аппаратуры.

2.8.2. Приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъ­емности (грузового момента) осуществляется при помощи конт­рольного груза в сроки, установленные инструкцией завода – из­готовителя крана, с отметкой об этом в вахтенном журнале. При отсутствии таких указаний в инструкции завода-изготовителя сроки проверки устанавливаются владельцем крана.

2.8.3. Тормозов.

2.8.4. Указателя вылета стрелы.

2.9. При обнаружении во время осмотра и опробования кра­на неисправностей или недостатков, препятствующих безопас­ной работе, и невозможности их устранения своими силами кра­новщик не должен приступать к работе и доложить об этом ли­цу, ответственному за содержание грузоподъемных кранов в ис­правном состоянии, и проинформировать лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кра­нами.

2.10. Крановщик не должен приступать к работе на кране при наличии следующих неисправностей:

2.10.1. Трещин или деформаций в металлоконструкциях кра­на, ослаблений болтовых соединений в местах разъемных сты­ков.

2.10.2. Трещин в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах), отсутствия шплинтов и зажимов в местах крепления канатов или ослабления их крепления.

2.10.3. Стреловой или грузовой канат имеет число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающее установ­ленные Правилами нормы, оборванную прядь или местное пов­реждение (нормы браковки канатов грузоподъемных кранов при­ведены в прил. 10 к Правилам).

2.10.4. Механизмы подъема груза или изменения вылета имеют дефекты (неисправности), угрожающие безопасности при работе крана.

2.10.5. Детали тормоза механизма подъема груза или стре­лы имеют дефекты.

2.10.6. Крюк имеет износ в зеве, превышающий 10% перво­начальной высоты сечения, или нарушенное крепление крюка в обойме.

2.10.7. Неисправны или отсутствуют предусмотренные пас­портом крана или инструкцией завода-изготовителя по эксплуа­тации крана приборы и устройства безопасности, тормозные электромагниты, сигнальные устройства, электрическая защита.

2.10.8. Отсутствует ограждение механизмов или оголенных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление.

2.10.9. Неисправны крановые пути.

2.10.10. Повреждены или отсутствуют противоугонные захва­ты и тупиковые упоры.

2.10.11. Неисправно освещение.

2.10.12. Отсутствуют пломбы на ограничителе грузо­подъем­ности (грузового момента).

2.10.13. Загрязнено стекло кабины крановщика и не­исправ­ны стеклоочистители.

2.10.14. Выявлены другие неисправности, при наличии кото­рых в соответствии с требованиями инструкции завода-изгото­вителя по монтажу и эксплуатации крана его работа не должна допускаться до устранения этих неисправностей.

2.11. Для устранения неисправностей электрооборудования, подключения портального крана к источнику питания, замены плавких вставок (предохранителей), подключения электрообог­ревателя крановщик обязан вызвать электромонтера. Выполнять крановщику эти работы запрещается.

2.12. Произведя приемку крана, крановщик делает со­ответс­твующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и после получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, приступа­ет к работе.

2.13. Крановщик обязан перед началом работы проверить наличие удостоверения на право производства работ у стро­пальщика, если стропальщик приступает к работе с ним впер­вые. Если для строповки грузов назначены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, то крановщик не должен присту­пать к работе.

2.14. Перед началом работы крановщик должен убедиться в достаточной освещенности рабочей зоны. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане крановщик, не прис­тупая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кра­нами.

2.15. При обнаружении на портале, поворотном круге, пере­ходных мостиках или других участках крана посторонних предме­тов, крановщик должен убрать их или закрепить. В зимнее вре­мя он должен очистить проходы по трапам, настилам, переход­ным мостикам от снега и льда, предупредив заблаговременно об этом стропальщиков.

2.16. Подниматься на кран и спускаться с крана необходимо только по исправному трапу или лестнице, не имея в руках, кар­манах или за поясом каких-либо предметов. Инструмент, вахтен­ный журнал и ключ должны находиться в специальной сумке, подвешенной на ремне.

3. Обязанности крановщика во время работы

3.1. Крановщик портального крана во время работы обязан:

3.1.1. Пуск и торможение всех механизмов крана про­изво­дить плавно, без рывков и толчков, работать внимательно и не отвлекаться от управления краном.

3.1.2. Прежде чем производить любое движение краном, убедиться, что этому движению не препятствуют части судов, ва­гонов, соседние краны или соскладированные грузы.

3.1.3. Выполнять работу только по указанию лица, от­ветст­венного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3.1.4. До подъема груза подать звуковой сигнал, поднять груз на высоту 200–300 мм для проверки правильности его строповки и надежности действия тормозов (проверки прово­дятся при каждом подъеме груза).

3.1.5. Перемещение груза производить плавно, не допуская резких движений и раскачивания.

3.1.6. Выполнять работу краном только по команде стро­паль­щика или сигнальщика, назначенного лицом, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов крана­ми.

Стропальщик и сигнальщик должны быть одеты в жилеты от­личительного цвета. Обмен сигналами между стропальщиком, сигнальщиком и крановщиком осуществляется согласно систе­ме сигнализации, приведенной в прил. 15 к Правилам.

3.1.7. Подход крана к тупиковым упорам и линейкам конце­вых выключателей выполнять с повышенным вниманием, помня, что они предназначены для действия лишь в тех случаях, когда вследствие неисправности аппаратов управления или невнима­тельности создается угроза повреждения крана или аварии.

3.1.8. При повторных перегонах крана с одного места на дру­гое убедиться, что путь передвижения свободен, соблюдаются необходимые габариты и кабельный барабан работает нормаль­но.

3.1.9. Перед началом передвижения с кабины управления ос­мотреть и определить положение крана по отношению к ближай­шим швартовым тумбам и электроколонкам, а также убедиться в отсутствии людей на пути передвижения.

Развернуть поворотную часть крана таким образом, чтобы из кабины крановщика можно было видеть тумбы и электроколон­ки, вдоль которых должен передвигаться кран.

Передвижение крана вдоль опасных зон выполнять на мини­мальной скорости. При этом должен подаваться непрерывный звуковой сигнал с момента начала передвижения до полной ос­тановки крана.

3.1.10. Устанавливать кран на рабочее место с таким расче­том, чтобы расстояние между тумбами, электроколонками и бли­жайшей конструкцией крана на высоте до 2 м от земли было не менее 700 мм.

3.1.11. Перемещать груз, грейфер, крюк, спредер или съем­ные грузозахватные приспособления краном в горизонтальной плоскости только после их подъема не менее, чем на 0,5 м вы­ше встречающихся на пути движения предметов.

Зачерпывание груза грейфером ближе 10 м от электро­коло­нок и кабеля запрещается.

3.1.12. Перед подъемом, перемещением и опусканием груза, находящегося вблизи оборудования, стены, колонны, штабеля груза, вагона и других конструкций, убедиться в отсутствии стро­пальщика и других рабочих между поднимаемым, перемещае­мым и опускаемым грузом и указанным оборудованием или час­тями сооружений, а также убедиться в свободном прохождении груза.

3.1.13. При подъеме груза несколькими кранами работы дол­жны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по переме­щению грузов кранами.

Управление кранами в этих случаях может производиться только опытными крановщиками со стажем работы не менее од­ного года. При этом вес поднимаемого каждым краном груза, включая вес траверсы, не должен превышать суммарной грузо­подъемности кранов при данных вылетах и должен распреде­ляться между кранами так, чтобы ни один из кранов не был пе­регружен. Скорость подъема, опускания и поворота их должна быть одинаковая,

3.1.14. Помнить, что одновременная работа кранов на один трюм может производиться только в светлое время суток и при условии, что ширина люка, через который подается груз, должна быть не менее 8 м, а длина – более 9 м. При этом краны долж­ны работать поочередно, движение их стрел не должно быть встречным, подача сигналов должна быть поручена опытным сигнальщикам, имеющим стаж работы не менее 1 года.

3.1.15. Перед началом работы электромагнитом или грей­фе­ром убедиться, что в зоне действия крана не производятся ка­кие-либо работы и нет людей, что место и зона действия крана ограждены, вывешены плакаты, запрещающие проход людей, и дополнительно проверить:

– крепление траверсы к грузовому крюку крана;

– подключение электромагнитов, их крепление к траверсе;

– прохождение питающего кабеля и его крепление;

– крепление оттяжки успокоителя к траверсе;

– надежность действия устройства против закручивания тра­версы.

3.1.16. При скорости ветра свыше указанной в паспорте, не­обходимо немедленно остановить кран в наиболее безопасном месте и находиться возле крана до особого распоряжения.

3.2. Крановщику грузоподъемного крана запрещается прис­тупать к работе:

3.2.1. Без удостоверения на право управления краном данно­го типа.

3.2.2. Без оформления приемки и сдачи крана в вахтенном журнале.

3.2.3. Без наличия пломб на ограничителе грузоподъемности (грузового момента).

3.2.4. Без наработки в течение квартала 18 смен на грузопо­дъемных кранах.

3.2.5. В состоянии алкогольного или наркотического опьяне­ния.

3.2.6. При неудовлетворительном состоянии здоровья, зас­видетельствованном врачом.

3.2.7. После аварии или несчастного случая до особого рас­поряжения лица, ответственного за содержание грузо­подъемно­го крана в исправном состоянии, и лица, ответственного за безо­пасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3.2.8. Без получения инструктажа по технике безопасности.

3.2.9. На неисправном кране.

3.2.10. Если на главном рубильнике или главном автомате вывешен плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ. РАБОТАЮТ ЛЮДИ».

3.3. Крановщику запрещается:

3.3.1. Поднимать и кантовать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета стрелы; если кра­новщик не знает вес груза, то он должен получить такие сведе­ния у лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3.3.2. Производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом.

3.3.3. Подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при косом натяжении канатов.

3.3.4. Поднимать кирпич, плитку и другие мелкоштучные ма­териалы, уложенные на поддонах без ограждения, за исключени­ем погрузки и разгрузки (на землю) автомашин, их прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ.

3.3.5. Укладывать груз на электрические кабели и тру­бопро­воды, а также на краю откоса или траншеи.

3.3.6. Оставлять без надзора пульт управления при работе любого механизма крана.

3.3.7. Допускать нахождение посторонних лиц в кабине уп­равления, на поворотной и других частях крана во избежание за­жатия их между поворотной и неповоротной частями (кроме лиц, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправ­ном состоянии, ИТР по надзору, слесарей или электромонтеров и стажеров, о чем крановщик должен быть заблаговременно предупрежден).

3.3.8. Поднимать и перемещать груз с находящимися на нем людьми.

3.3.9. Поднимать груз, засыпанный землей, закрепленный или примерзший к земле, заложенный или зажатый другим гру­зом, подвешенный за один рог двурогого крюка, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или таре, заполненной выше ее бортов.

3.3.10. Поднимать груз подтаскиванием, когда грузовой ка­нат после блоков стрелы не сохраняет вертикального по­ложе­ния, а также раскачивать груз для его укладки.

3.3.11. Применять съемные грузозахватные приспособления и тару, не соответствующие массе и характеру поднимаемого груза.

3.3.12. Допускать нахождение людей (в том числе стро­паль­щиков) между грузом и стеной, колонной, штабелем, вагоном при подъеме груза, установленного вблизи указанных предме­тов. Это требование должно соблюдаться также и при опускании груза.

3.3.13. Поднимать, опускать и перемещать груз при нахожде­нии людей под грузом (стропальщик может находиться возле поднимаемого или опускаемого груза, если груз поднят не бо­лее чем на 1 м над уровнем площадки, на которой находится стропальщик).

3.3.14. Использовать сменные грузозахватные органы и сменные грузозахватные приспособления для подъема людей или выполнения работ, для которых они не предназначены.

3.3.15. Поднимать и перемещать грузы в случае не­правиль­ной их строповки или при отсутствии схем безопасной строповки.

3.3.16. Поднимать, перемещать и опускать взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, сосуды, находя­щиеся под давлением, кранами, механизмы подъема которых оборудованы фрикционными и кулачковыми муфтами включения и те, которые не находятся в специальных контейнерах.

3.3.17. Выводить из действия приборы и устройства безо­пасности, тормозные электромагниты, сигнальные устройства, электрическую защиту, а также производить работу краном при их неисправности.

3.3.18. Освобождать краном защемленные стропы и другие съемные грузозахватные приспособления.

3.3.19. Подтягивать груз во время его подъема, выравнивать положение поднимаемого, опускаемого или перемещаемого гру­за собственным весом людей, а также поправлять стропы при выборе слабины.

3.3.20. Оставлять груз, грейфер, грузоподъемный магнит, спредер или ковш после окончания грузовых работ или на вре­мя перерыва в работе в поднятом положении

3.3.21. Поднимать, перемещать и опускать краном людей, кроме случаев оказания помощи пострадавшим (при этом долж­ны быть приняты особые меры предосторожности против паде­ния людей). В отдельных случаях разрешается подъем краном людей в специальной люльке для производства окрасочных ра­бот, ремонтных работ, крепления контейнеров, зачистки бортов и трюмов судов и других работ. Механизмы подъема груза таких кранов не могут быть оснащены фрикционными или кулачковы­ми муфтами включения.

3.3.22. Использовать конечные выключатели в качестве ра­бочих органов для автоматической остановки механизмов.

3.3.23. Опускать (поднимать) груз в железнодорожные полу­вагоны и платформы, в кузова автомашин, на прицепы и ролл-трейлеры, если в них или в кабине транспортных средств нахо­дятся люди. Исключение может быть допущено для грузоподъ­емных кранов с крюком, из кабины которых крановщик хорошо видит всех работающих, и работники имеют возможность отой­ти от поднимаемого (опускаемого) груза на безопасное рассто­яние.

3.3.24. Поднимать и опускать стрелу с грузом у кранов, для которых положение стрел является установочным, а не рабочим.

3.3.25. Проносить груз над железнодорожными составами, складскими и служебными помещениями, работающим транс­портом и другими.

3.3.26. Совмещать изменение вылета стрелы с подъемом или опусканием груза.

3.3.27. Производить во время работы крана чистку, смазку, регулировку механизмов, любой ремонт или подтяжку соедине­ний.

3.3.28. Производить ремонт и регулировку электро­оборудо­вания крана.

3.3.29. Перегружать бункерные установки.

3.3.30. Передавать управление краном другим крановщикам или посторонним лицам.

3.3.31. Оставлять кабину управления краном при поднятом грузе.

3.3.32. Продолжать работу крана:

– при нахождении стропальщика, сигнальщика или других людей в опасных зонах;

– при интенсивном нагреве подшипников, электро­обо­рудо­вания и прочих неисправностях;

– в зимнее время при достижении температуры воздуха ни­же допустимого значения, указанного заводом-изготовителем в паспорте крана;

– при появлении ненормальных шумов в механизмах;

– при падении или повышении напряжения сверх допусти­мой величины, указанной в инструкции по монтажу и экс­плуата­ции крана.

3.4. При нахождении на кране помощника крановщика или стажера крановщик, его помощник и стажер не имеют права от­лучаться из кабины крана даже на короткое время, не предуп­редив об этом друга друга. Если крановщик работает без по­мощника и стажера, то, уходя с крана, он должен обесточить его, запереть дверь кабины и укрепить кран противоугонными захватами. Входить на кран или сходить с него во время работы не разрешается.

3.5. При внезапном прекращении питания или остановке кра­на по другим причинам крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине.

Если груз в этом случае остался в поднятом положении, кра­новщик обязан с помощью стропальщиков или других рабочих вызвать лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, и в его присутствии опустить груз путем ручного растормаживания. При этом до прихода ли­ца, ответственного за безопасное производство работ по пере­мещению грузов кранами, крановщик должен принять меры к не­допущению прохода людей под поднятым грузом.

3.6. Крановщик должен остановить кран по сигналу «СТОП», кем бы этот сигнал не подавался.

3.7. Подход крана к линейкам концевых выключателей дол­жен осуществляться только на пониженной скорости. Использо­вание концевых выключателей в качестве рабочих органов отк­лючения электродвигателей не разрешается.

3.8. При необходимости перемещения грузов над пе­рекры­тиями, под которыми размещены производственные или слу­жебные помещения, где находятся люди, крановщик может приступать к работе только после получения письменного распо­ряжения руководства порта, ознакомления с мероприятиями по безопасной транспортировке грузов и под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3.9. Крановщик обязан производить подъем, перемещение и опускание груза только по сигналам стропальщика или сигналь­щика. Если возникает необходимость поручить подачу сигналов другим лицам (мастеру, бригадиру и другим), то крановщик дол­жен быть об этом заранее проинформирован. Если сигнал пода­ется неправильно, вопреки инструкции, то крановщик не должен по такому сигналу производить работу. За повреждения, причи­ненные при работе крана вследствие неправильно поданного сигнала, несет ответственность лицо, подавшее неправильный сигнал, и крановщик, если он видел поднимаемый груз.

3.10. Перед подъемом груза из колодца, трюма и опус­кани­ем его в них крановщик должен предварительно убедиться при опускании порожнего (ненагруженного) крюка в том, что при его низшем положении на барабане лебедки остается не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным уст­ройством.

3.11. Если во время работы крана произойдет авария или несчастный случай, крановщик обязан немедленно остановить кран и доложить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, и лицу, ответс­твенному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3.12. При возникновении на кране пожара крановщик должен немедленно выключить рубильник, подающий напряжение на кран, и приступить к тушению пожара, вызвав одновременно че­рез одного из членов бригады, обслуживающей кран, пожарную охрану.

3.13. Крановщику запрещается оставлять на площадках и ме­ханизмах крана инструмент, детали, посторонние предметы и другое.

4. Обязанности крановщика после окончания работы

4.1. При уходе с крана на обеденный перерыв или в других необходимых случаях крановщик обязан:

4.1.1. Установить кран в безопасное положение так, чтобы его элементы не могли быть повреждены при маневрах судов, вагонов или соседних кранов.

4.1.2. Установить все рукоятки контроллеров в нулевое поло­жение, выключить главный автомат и запереть дверь кабины уп­равления, выключить главный рубильник крана на колонке подк­лючения.

4.2. После окончания работы крановщик обязан:

4.2.1. Поставить кран так, чтобы он не мешал работе сосед­них кранов, крюковую подвеску установить в верхнее положение, а стрелу, по возможности, – на минимальный вылет. Если кран оснащен грейфером, магнитом или спредером, опустить его на землю в безопасное место. В случае осмотра канатов крюковая подвеска опускается на уровень тележки портала и крепится стропом.

4.2.2. Поставить все рукоятки контроллеров в нулевое поло­жение.

4.2.3. Зажать нормально открытые тормоза, забить хра­пови­ки, установить фиксирующие устройства и блокировки.

4.2.4. Выключить главный автомат, рубильник, освещение.

4.2.5. Произвести уборку крана, протереть и смазать меха­низмы.

4.2.6. Произвести запись в вахтенном журнале о техническом состоянии и сдаче крана и расписаться.

4.2.7. Поставить кран на захваты (при отсутствии смен­щика).

4.2.8. Закрыть на замок кабину крана.

4.2.9. Оставить кран только после сдачи его сменщику, а в его отсутствие при выполнении п. 4.2.1–4.2.8 сдать вах­тенный журнал и ключ лицу, ответственному за его хранение и выдачу.

5. Обслуживание крана

5.1. При техническом обслуживании и ремонте крановщик портального крана обязан:

5.1.1. До проведения каких-либо профилактических или ре­монтных работ убедиться в том, что кран отключен от питания электроколонки (выключен главный автомат и рубильник) и вы­вешена табличка «НЕ ВКЛЮЧАТЬ. РАБОТАЮТ ЛЮДИ».

5.1.2. Получить на месте инструктаж по технике без­опаснос­ти и указания лица, ответственного за содержание грузоподъем­ных кранов в исправном состоянии, об объеме и особенностях работ по техническому обслуживанию или ремонту крана.

5.1.3. Работы по техническому обслуживанию в объеме, пре­дусмотренном Правилами технической эксплуатации подъе­мно-транспортного оборудования морских портов, и работы по ре­монту производить по указанию лица, ответственного за содер­жание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

5.1.4. В процессе проведения профилактического об­служи­вания и ремонта точно выполнять указания инструкции завода-изготовителя по разборке, сборке и регулировке узлов и меха­низмов крана.

5.1.5. Не включать и не опробовать механизмы крана, ремонт которых не окончен.

5.1.6. По окончании всех работ по техническому об­служива­нию и ремонту убедиться в том, что в узлах и механизмах не ос­талось никаких посторонних предметов, все ограждения уста­новлены на свои постоянные места.

5,1.7. Произвести поочередно контрольный пуск всех меха­низмов и проверить их работу на холостом ходу лишь с разре­шения лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии.

5.1.8 Убедившись в исправности и надежности работы отре­монтированных механизмов крана, произвести запись в вахтен­ном журнале о выполненном объеме технического обслуживания и готовности крана к дальнейшей эксплуатации.

К работе, связанной с обслуживанием и ремонтом крана, до­пускаются слесари, электромонтеры по техническому обслужи­ванию и ремонту грузоподъемных кранов или наладчики, имею­щие соответствующие удостоверения.

6. Ответственность крановщика

6.1. Крановщик портального крана, обученный и аттес­тован­ный в соответствии с Правилами, несет личную ответственность за нарушение требований, изложенных в настоящей Типовой ин­струкции, в соответствии с действующим законодательством Ук­раины.


Охрана труда | Законы по охране труда | Карта сайта | Контакт | powered by cmsimple
Использовать материалы сайта без прямой, видимой поисковыми системами ссылки на данный сайт запрещено