Слесарь по ремонту автомобилей

_________________________________________________

(полное наименование предприятия с указанием подчиненности)

УТВЕРЖДЕНО

Приказ  _______________________

             (должность работодателя и

_____________________________

наименование предприятия)

_________________  № _________

                                                   (число, месяц, год)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № _____

ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

1. Общие положения

1.1. К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей (далее - слесарем) допускаются лица не мо­ложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

- предварительный медицинский осмотр (при уклонении от прохождения медицинских осмотров работник не допус­кается к выполнению трудовых обязанностей);

- вводный инструктаж;

- обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знания безопасности труда;

- первичный инструктаж на рабочем месте.

К работе с электрифицированными инструментом и обо­рудованием допускаются слесари, прошедшие соответству­ющее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

Выполнение работ, не связанных с обязанностями сле­саря, допускается после проведения целевого инструктажа.

  1.2. Слесарь обязан:

1.2.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охра­не труда, пожарной безопасности и правила внутреннего тру­дового распорядка.

1.2.2. Правильно применять коллективные и индивидуаль­ные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам ин­дивидуальной защиты.

1.2.3. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей.

1.2.4. Выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допус­ку после прохождения целевого инструктажа.

1.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а так­же приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

1.4. Опасными и вредными производственными фактора­ми для слесаря при выполнении работ профилактического обслуживания и ремонта автомобилей являются:

- падение вывешенных частей транспортных средств при обслуживании и ремонте подвески, колес, мостов и т.д.;

- падение кузова автомобиля-самосвала при обслуживании и ремонте гидроподъемника;

- падение опрокидывающейся кабины грузового автомобиля;

- падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента;

- падение работающих на поверхности, с высоты (буфера, лестницы, эстакады, площадок), в осмотровую канаву;

- движущиеся части узлов и агрегатов;

- наезды автомобилей: вследствие самопроизвольного движения, при запуске двигателя, въезде (выезде) в зону ремонта, движении на осмотровой канаве и конвейере;

- термические факторы (пожары при сливе горюче-смазочных материалов с автомобилей, мойке ими деталей, узлов, агрегатов, хранении и оставлении их на рабочих местах);

- осколки металла, отлетающего при выпрессовке и запрессовке шкворней, пальцев, подшипников, валов, осей, при рубке металла;

- наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (акролеина, углерода оксида выхлопные газы двигателя и т.п.);

- пониженная температура воздуха в холодный период года;

- недостаточное освещение; 

- поражение электрическим током;

- неудобная рабочая поза;

- острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.

   1.5. Работник должен быть обеспечен средствами инди­видуальной защиты. Согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта» слесарю по ремонту автомобилей выдаются:

           - костюм вискозно-лавсановый (срок носки – 12 месяцев);

     - ботинки кожаные (срок носки – 12 месяцев);

         - берет (срок носки – 12 месяцев);

            - рукавицы комбинированные (срок носки – 2 месяца);

      - очки защитные (до износа).

   При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту на осмотровых канавах, подъемниках, эстакадах дополнительно выдается:

            - каска строительная (дежурная).

       При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, перенесению и промывке деталей двигателей и при работе с этилированным бензином выдаются:

         - костюм вискозно-лавсановый (срок носки – 12 месяцев);

       - фартук прорезиненный (срок носки – 6 месяцев);

- сапоги резиновые (срок носки – 12 месяцев);

       - рукавицы резиновые (срок носки – 6 месяцев);

     - рукавицы комбинированные (срок носки – 2 месяца);

           - очки защитные (до износа).

   При выполнении наружных работ зимой, а также в помещениях при температуре в них ниже допустимой дополнительно выдаются:

    - куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев);

          - брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев).

Работодатель обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

1.6. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне нее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.7. При несчастном случае следует оказать помощь по­страдавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к ава­рии.

1.8. При обнаружении неисправности оборудования, при­способлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудо­вание и инструменты запрещается.

1.9. Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:

- ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

- не садиться и не облокачиваться на случайные предме­ты и ограждения;

- не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям элек­тротехнических установок;

- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;

- не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

1.10. Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью "Не включать - работают люди!" имеет право снять только тот работник, который его установил. Зап­рещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью "Не включать - работают люди!".

1.11. При передвижении по территории необходимо со­блюдать следующие требования:

- ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;

- переходить железнодорожные пути и автомобильные до­роги в установленных местах;

- при выходе из здания убедиться в отсутствии движуще­гося транспорта.

1.12. Для питья следует употреблять воду из сатурато­ров, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

1.13. Принимать пищу следует в оборудованных помеще­ниях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.14. Выполнение работ повышенной опасности произво­дится по наряду-допуску после прохождения целевого инст­руктажа.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду. Убедиться, что она исправна. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, кроссовках, кедах) не разрешается.

2.2. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты техничес­кого обслуживания и ремонта осуществляется под руковод­ством ответственного лица.

После постановки автомобиля на пост необходимо затор­мозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (пе­рекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигате­лем), установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специаль­ных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью "Двигатель не пускать - рабо­тают люди!" На автомобилях, имеющих дублирующее устрой­ство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вы­вешиваться и у этого устройства.

2.3. При обслуживании автомобиля на подъемнике на пуль­те управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Подъемник не включать - работают люди!"

2.4. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравли­ческого подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

2.5. Перед проведением работ, связанных с проворачи­ванием коленчатого и карданного валов, необходимо допол­нительно проверить выключение зажигания (перекрытие по­дачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное по­ложение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль сле­дует затормозить стояночным тормозом.

2.6. При необходимости выполнения работ под автомо­билем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эс­такады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.7. При обслуживании и ремонте автомобилей (в том числе двигателей) на высоте более 1 м рабочие должны быть обеспечены и пользоваться специальными подмостями, эстакадами, площадками или лестницами-стремянками.

Применять приставные лестницы не разрешается.

При подъеме по лестнице рабочему запрещается держать в руках инструмент, детали, материалы и другие предметы. Для этой цели должна использоваться сумка или специальные ящики.

Запрещается проводить одновременно работу на лестницах, подмостях, площадках и под ними.

2.8. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поруч­ни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без за­зоров и надежно закреплены. Концы досок должны находить­ся на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40мм.

2.9. Переносные деревянные лестницы-стремянки долж­ны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы ра­бочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего кон­ца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

2.10. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытека­ние жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.11. Перед началом работы с электроинструментом сле­дует проверить наличие и исправность заземления. При ра­боте электроинструментом с напряжением выше 42 В необхо­димо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стел­лажами).

2.12. Перед тем, как пользоваться переносным светиль­ником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

2.13. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и раз­личными предметами. На полу канавы должны устанавливать­ся прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эс­такады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).

2.14. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо).

Расходные вентили не следует оставлять в промежуточ­ном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.

2.15. Перед въездом необходимо проверить на специаль­ном посту газовую систему питания на герметичность. Въез­жать в помещения с негерметичной газовой системой пита­ния запрещается.

2.16. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также рабо­ты, связанные с устранением неисправностей газовой сис­темы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном мес­те (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.17. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслужива­нию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную тру­бу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии при­мите меры по удалению из помещения отработанных газов.

3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную ба­тарею.

3.3. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полу­прицепа  подъемными  механизмами  ( домкратами,  талями  и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

3.4. Запрещается:

- работать лежа на полу (земле) без лежака;

- выполнять какие-либо работы на автомобиле (прице­пе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

- подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и дру­гие случайные предметы;

- устанавливать домкрат на случайные предметы или подкладывать их под плунжер домкрата;

- снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предваритель­ной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузо­ва с установкой козелков под него или раму автомобиля:

- проводить техническое обслуживание и ремонт автомо­биля при работающем двигателе, за исключением отдель­ных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

- поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные при­способления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

- поднимать (даже кратковременно) грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;

- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

- работать на неисправном оборудовании, а также с не­исправными инструментами и приспособлениями;

- оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосва­ла, самосвального прицепа без специального дополнитель­ного упора;

- использовать случайные подставки и подкладки вмес­то специального дополнительного упора;

- работать с поврежденными или неправильно установ­ленными упорами;

- пускать двигатель и перемещать автомобиль при под­нятом кузове;

- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предва­рительного его освобождения от груза;

- транспортировать агрегаты на тележках, не оборудованных приспособлениями, предотвращающими их падение;

- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

- сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

3.5. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомо­биля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего воз­можность падения или самопроизвольного опускания кузова.

3.6. В зоне технического обслуживания и ремонта авто­мобилей запрещается:

- выполнять работы на рабочих местах, не отвечающих требованиям безопасности;

- протирать автомобиль и мыть агрегаты, руки и т.д. легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, раствори­телями и т. п.);

- хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в коли­чествах больше сменной потребности;

- проводить работы с открытым огнем без специального разрешения и принятия мер противопожарной безопасности;

- заправлять автомобиль топливом;

- хранить чистые обтирочные материалы вместе с исполь­зованными;

- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;

- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

- при установке автомобиля на осмотровую канаву перекрывать им основной и запасной выходы из нее;

- устанавливать автомобили с открытыми горловинами баков и при наличии течи из топливной системы.

3.7. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

- поднять капот для проветривания;

- выполнять работы по снятию, установке и ремонту га­зовой аппаратуры только с помощью специальных приспо­соблений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой ап­паратуры разрешается снимать только в остывшем состоя­нии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);

- проверять герметичность газовой системы питания сжа­тым воздухом, азотом или иными инертными газами при зак­рытых расходных и открытом магистральном вентилях;

- предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

- крепить шланги на штуцерах хомутиками.

3.8. Регулировку приборов газовой системы питания не­посредственно на автомобиле следует производить в отдель­ном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).

3.9. При проведении технического обслуживания и ре­монта автомобилей, работающих на газовом топливе, зап­рещается:

- подтягивать резьбовые соединения и снимать с авто­мобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находя­щиеся под давлением;

- выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжи­женный газ на землю;

- скручивать, сплющивать и перегибать шланги и труб­ки, использовать замасленные шланги;

- устанавливать газопроводы кустарного производства;

- применять дополнительные рычаги при открытии и закрытии магистрального и расходных вентилей;

- использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.10. При работе гаечными ключами необходимо подби­рать их соответственно размерам гаек; правильно наклады­вать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

3.11. При работе зубилом или другим рубящим инструмен­том необходимо пользоваться защитными очками для предох­ранения глаз от поражения металлическими частицами, а так­же надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук. Запрещается стоять против обрубаемого конца заготовки.

3.12. Проверять соосность отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

3.13. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует уста­навливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали - на стеллажи.

3.14. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение. Запрещается направлять струю воздуха на себя или на других.

3.15. Соединять шланги пневматического инструмента и разъе­динять их разрешается после отключения подачи воздуха.

3.16. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим ин­структаж и знающим правила обращения с ними.

3.17. Перед тем, как пользоваться переносными светильниками, необходимо проверить наличие на лампе защитного стеклянного колпака, защитной сетки и исправность кабеля.

3.18. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

3.19. При замене или доливке масел и жидкостей в агре­гаты сливные и заливные пробки необходимо откручивать и закручивать предназначенным для этой цели инструментом.

3.20. Для подачи смазки в высоко расположенные мас­ленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.

3.21. Для работы впереди и сзади автомобиля и для пе­рехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специальными лестницами.

3.22. Запрещается:

- подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

- переносить электрический инструмент, держа его за ка­бель, а также касаться рукой вращающихся частей до их ос­тановки;

- направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;

- устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

3.23. Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

3.24. Работа на диагностических и других постах с работа­ющим двигателем разрешается при включенной местной вы­тяжной вентиляции, эффективно удаляющей отработанные газы.

3.25. Запрещается работать в производственных помеще­ниях, где выделяются вредные вещества, неисправна либо не включена вентиляция.

3.26. На участках и в цехах, где ведутся работы с дета­лями, загрязненными этилированным бензином, должны ус­танавливаться бачки с керосином.

В случае попадания этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керо­сином, а затем теплой водой с мылом.

3.27. Запрещается работать на оборудовании со снятым, незакрепленным или неисправным ограждением.

3.28. Работы под поднятыми кузовами машин проводят­ся при установленной упорной штанге, предотвращающей опускание кузова.

3.29. Снятие и установку пружин производят специальны­ми съемниками.

3.30. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов или молотков с мед­ными бойками.

3.31. При ремонте автомобилей с высоким расположе­нием узлов и деталей применяются лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять пристав­ные лестницы запрещается.

3.32. Перед началом работ, связанных с проворачива­нием коленчатого или карданного валов, выключить зажига­ние, перекрыть подачу топлива.

3.33. При работе под автомобилем пользуйтесь защит­ными очками, лежаками.

3.34. Замену рессор производите после их разгрузки и установки автомобиля на подставки.

3.35. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной сторо­ны.

3.36. При обкатке двигателя остерегайтесь его враща­ющихся частей.

3.37. Перед накачкой шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо правильно установ­лено в пазе диска.

Во избежание травмирования вылетающим диском на­качивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

3.38. Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы, в то время, когда под машиной работают люди.

3.39. Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.

3.40. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки. Запрещается вместо подставок использовать различные предметы или оставлять машину на домкратах.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Приведите в порядок рабочее место. Уберите ин­струменты и приспособления.

4.2. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков следует щеткой.

4.3. Доложите руководителю о возникавших в процес­се работы неисправностях.

4.4. Очистите спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

4.5. Вымойте лицо и руки мылом или примите душ.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае отключения электропитания прекратите ра­боту и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснять и устранять причину. Помните, что напряжение может неожиданно появиться.

5.2. При возникновении пожара сообщить в пожарную ох­рану, руководителю работ и приступить к тушению пожара. При загорании или пожаре помните, что тушить эле­ктроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.

5.3. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после исполь­зования следует ссыпать в металлические ящики с крышка­ми, устанавливаемые вне помещения.

5.4. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на про­верку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

________________________  ________________  _________________

(должность руководителя        (личная подпись)   (фамилия, инициалы)

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия                ______________  _______________

                                      (личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт                  ______________  _______________

                                        (личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог                 ______________  _______________

                                                (личная подпись) (фамилия, инициалы)


Охрана труда | Законы по охране труда | Карта сайта | Контакт | powered by cmsimple
Использовать материалы сайта без прямой, видимой поисковыми системами ссылки на данный сайт запрещено